ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

25.1181. Установленные пожароопасные зоны: входящие полости

(a) Установленными пожароопасными зона­ми являются:

(1) Отсек поршневого двигателя.

(2) Отсек агрегатов поршневого двигателя.

(3) Любой общий отсек силовой установки (за исключением отсека с поршневым двигате­лем), в котором отсутствует разделение между отсеком газогенератора и отсеком агрегатов двигателя.

(4) Любой отсек вспомогательного двигателя.

(5) Любая установка с подогревателем, рабо­тающим на топливе, и его оборудованием, ука­занным в 25.859.

(6) Отсеки компрессора и агрегатов газотур­бинных двигателей; и

(7) Отсеки камер сгорания, турбин и вы­хлопных труб газотурбинных двигательных ус­тановок, если в этих отсеках имеются элементы и трубопроводы с воспламеняющимися жидко­стями или газами.

(b) Каждая установленная пожароопасная зона должна отвечать требованиям параграфов 25.867 и 25.1185 — 25.1203 и не иметь элементов конструкции (кроме элементов, сертифициро­ванных как часть двигателя), из магниевых сплавов или других материалов, горение кото­рых не может быть прекращено бортовой систе­мой пожаротушения.

25.1182. Зоны гондол за пожарными перегородками и конструкции крепления гондол двигателей, содержащие трубопроводы

с воспламеняющейся жидкостью

(а) Каждая зона гондолы непосредственно за пожарной перегородкой и любая часть кон­струкции крепления гондолы двигателя, со­держащая трубопроводы с воспламеняющейся жидкостью, должны удовлетворять всем тре­бованиям 25.1103(b), 25.1165(d) и (е), 25.1183, 25.1185(e) ,25.1187, 25.1189 и 25.1195 — 25.1203, которые относятся к установленным пожаро­опасным зонам. Однако нет необходимости установки систем обнаружения пожара или пожаротушения в отсеках крепления гондол двигателей.

(b) Для каждой зоны, указанной в пункте (а) данного параграфа, в которой установлено уби­рающееся шасси, соответствие требованиям этого пункта достаточно продемонстрировать только при убранном шасси.

25.1183. Компоненты, содержащие

воспламеняющиеся жидкости

(a) За исключением случаев, указанных в пункте (b) данного параграфа, все трубопрово­ды, арматура и другие компоненты, содержа­щие воспламеняющуюся жидкость в любой зо­не, подверженной воздействию пожара на дви­гателе, а также все компоненты конструкции, по которым передается воспламеняющаяся жидкость или которые содержат такую жид­кость, в установленной пожароопасной зоне должны быть огнестойкими, за исключением того, что в установленной пожароопасной зоне баки с воспламеняющимися жидкостями и эле­менты их крепления должны быть огненепро­ницаемыми либо заключены в огненепроница­емый кожух, если повреждение огнем любой детали, которая не отвечает критерию огнене­проницаемости, способно вызвать утечки или просачивание воспламеняющейся жидкости. Компоненты должны быть экранированы или расположены так, чтобы гарантировать невоз­можность воспламенения вытекающей воспла­меняющейся жидкости. Нет необходимости выполнять огненепроницаемым либо заклю­чать в огненепроницаемый кожух интеграль­ный маслосборник поршневого двигателя вме­стимостью до 24 л.

(b) Положения пункта (а) настоящего пара­графа не распространяются на:

(1) Магистрали, соединения и компоненты, уже одобренные как составная часть сертифи­цированного типа двигателя; и

(2) Дренажные и сливные магистрали и их соединения, повреждение которых не приведет к опасности возникновения пожара или не бу­дет способствовать ее повышению.

25.1185. Воспламеняющиеся жидкости

(а) Кроме интегральных маслосборников, к которым отнесены требования 25.1183(а), в ус­тановленных пожароопасных зонах не должны размещаться никакие баки или емкости, кото­рые являются частью систем, содержащих вос­пламеняющиеся жидкости или газы, если толь­ко содержащиеся жидкости, конструкция систе­мы, материал баков, перекрывные устройства, все соединения трубопроводов и органы управ­ления не обеспечивают такую же степень безо­пасности, как и при расположении бака или ем­кости за пределами пожароопасной зоны.

(b) Между каждым баком или емкостью и каждой пожарной перегородкой или кожухом, изолирующим установленную пожароопасную зону, должен быть предусмотрен воздушный зазор не менее 13 мм, если не используются эк­вивалентные средства, препятствующие пере­даче тепла из пожароопасной зоны к воспламе­няющейся жидкости.

(c) Абсорбирующие материалы, располо­женные вблизи содержащих воспламеняющие­ся жидкости компонентов систем, которые мо­гут давать утечки, должны быть изолированы или обработаны таким образом, чтобы накоп­ление опасного количества жидкости было ис­ключено.

25.1187. Дренаж и вентиляция пожароопасных зон

(a) Должен быть предусмотрен эффектив­ный дренаж каждой установленной пожаро­опасной зоны, чтобы свести к минимуму опас­ность возникновения пожара в случае отказа или неправильной работы любых компонентов, содержащих воспламеняющиеся жидкости.

Средства дренажа должны быть:

(1) Эффективными в условиях, которые бу­дут чаще всего встречаться, когда дренаж необ­ходим; и

(2) Расположены так, чтобы вытекающая из дренажа жидкость не создавала дополнитель­ной опасности возникновения пожара.

(b) Каждая установленная пожароопасная зо­на должна вентилироваться, чтобы предо­твратить накопление воспламеняющихся паров.

(c) Вентиляционные отверстия не должны располагаться в местах, где это создавало бы воз­можность проникновения воспламеняющихся жидкостей, паров или пламени из других зон.

(d) Каждое вентиляционное устройство должно быть расположено так, чтобы выходя­щие пары не создавали дополнительной опас­ности возникновения пожара.

(e) Если запас и расход огнегасящего веще­ства не рассчитаны на максимальный расход воздуха через пожароопасную зону, то должны быть предусмотрены устройства, позволяющие экипажу отключать источники принудитель­ной вентиляции любой пожароопасной зоны.

25.1189. Перекрывные устройства

(а) Каждая двигательная установка и каждая пожароопасная зона, определенная по 25.1181 (а)(4) и (5), должна иметь устройства, перекрывающие или каким-либо другим спо­собом не допускающие попадания внутрь лю­бой установленной пожароопасной зоны опас­ных количеств топлива, масла, противообледе — нительной жидкости и других воспламеняю­щихся жидкостей, протекающих внутри или че­рез нее. Перекрывные устройства не требуются:

(1) Если магистрали, соединения и компо­ненты образуют единое целое с двигателем; и

(2) Для маслосистем установок с газотур­бинными двигателями, в которых все компо­ненты системы в установленной пожароопас­ной зоне, в том числе маслобаки, являются ог­ненепроницаемыми или расположены таким образом, что не будут подвержены воздействию пожара на двигателе.

(b) Закрытие любого топливного перекрыв — ного устройства на любом двигателе не должно прекращать поступление топлива к другим дви­гателям.

(c) Срабатывание любого перекрывного уст­ройства не должно препятствовать в дальней­шем аварийному использованию другого обо­рудования, например, системы флюгирования воздушного винта.

(d) Все перекрывные устройства для воспла­меняющихся жидкостей и органы их управле­ния должны быть огненепроницаемыми или должны быть расположены и защищены так, чтобы любой пожар в пожароопасной зоне не повлиял на их работу.

(e) После срабатывания перекрывных уст­ройств в любую установленную пожароопас­ную зону не должно проникать опасное коли­чество воспламеняющейся жидкости.

(f) Должны быть предусмотрены средства за­щиты от непреднамеренного срабатывания перекрывных устройств и обеспечена возмож­ность для членов экипажа повторного открытия перекрывных устройств в полете после их за­крытия.

(g) Каждое перекрывное устройство между баком и двигателем следует располагать так, чтобы на его работу не могло повлиять разру­шение конструкции крепления силовой уста­новки или двигателя.

(h) Каждое перекрывное устройство должно иметь средства для сброса накапливаемого избы­точного давления, если только в системе не пре­дусмотрены другие средства сброса давления.

25.1191. Пожарные перегородки

(a) Каждый основной и вспомогательный двигатель, подогреватель на топливе, другое оборудование с внутренним сгоранием, пред­назначенное для использования в полете, а так­же отсеки камеры сгорания, турбины и выхлоп­ной трубы газотурбинных двигателей должны быть изолированы от остальной конструкции самолета пожарными перегородками, кожухами или другими эквивалентными устройствами.

(b) Каждая пожарная перегородка и кожух должны быть:

(1) Огненепроницаемыми.

(2) Сконструированы таким образом, чтобы исключалось проникновение из отсека в остальные части самолета опасного количества воздуха, жидкости или пламени.

(3) Сконструированы так, чтобы все отвер­стия были уплотнены прилегающими огнене­проницаемыми окантовками, втулками или пе­реходниками; и

(4) Защищены от коррозии.

25.1192. Перегородка отсека агрегатов двигателя

В установке с поршневым двигателем отсек двигателя и все части выхлопной системы дол­жны быть изолированы от отсека агрегатов дви­гателя перегородкой, которая должна отвечать требованиям 25.1191 к пожарным перегородкам.

25.1193. Капоты и обшивка мотогондолы

(a) Каждый капот должен быть сконструи­рован и закреплен так, чтобы он мог выдержи­вать все вибрационные, инерционные и аэро­динамические нагрузки, которым он может подвергаться в эксплуатации.

(b) Капоты должны соответствовать требо­ваниям 25.1187 к дренажу и вентиляции.

(c) На самолетах, оборудованных перегородка­ми, изолирующими отсек поршневого двигателя или отсек газогенератора газотурбинного двигателя от отсека агрегатов двигателя, каждая часть капота отсека агрегатов двигателя, на которую может воз­действовать пламя в случае возникновения пожара в отсеке двигателя или газогенератора, должна:

(1) Быть огненепроницаемой; и

(2) Отвечать требованиям 25.1191.

(d) Каждая часть капота, подверженная воз­действию высоких температур из-за ее близо­сти к элементам выхлопной системы или воз­действию выхлопных газов, должна быть огне­непроницаемой.

(e) Каждый самолет должен:

(1) Быть сконструирован и изготовлен так, чтобы в случае возникновения пожара в любой пожароопасной зоне пламя не могло проник­нуть через отверстия или в результате прогора­ния внешней обшивки в любую другую зону или полость, где пожар может создать дополнитель­ную опасность.

(2) Соответствовать требованиям пункта

(е)(1) данного параграфа при убранном шасси (если они применимы); и

(3) Иметь огненепроницаемую обшивку в зонах, подверженных воздействию пламени в случае возникновения пожара в отсеках порш­невого двигателя, газогенератора газотурбин­ного двигателя или агрегатов.

25.1195. Системы пожаротушения

(a) Каждая установленная пожароопасная зона должна обслуживаться системой пожаротушения за исключением отсеков камер сгорания, турбин и выхлопных труб газотурбинных двигательных ус­тановок, в которых проходят магистрали или нахо­дятся компоненты, содержащие воспламеняющи­еся жидкости или газы и для которых продемонст­рирована возможность предотвращения неконт­ролируемого развития пожара, возникшего в них.

(b) Система пожаротушения, количество, скорость разрядки и распределение огнегася-

щего вещества в защищаемой зоне должны быть достаточными для тушения пожара. Должно быть показано испытаниями в усло­виях реального или имитируемого полета, что при критических условиях обдува воздушным потоком в полете подача огнегасящего веще­ства в каждую установленную пожароопасную зону, определенную по пункту (а) данного па­раграфа, будет обеспечивать такую концент­рацию состава, которая сможет погасить пла­мя в этой зоне и до минимума уменьшить ве­роятность повторного воспламенения. Для вспомогательных двигателей, обогревателей на топливе и другого оборудования с внутрен­ним сгоранием допускается применение ин­дивидуальных систем с одной очередью пода­чи огнегасящего вещества. Для каждой из дру­гих установленных пожароопасных зон долж­ны предусматриваться две очереди подачи, каждая из которых создает достаточную кон­центрацию огнегасящего вещества.

(с) Система пожаротушения гондолы долж­на быть способна одновременно защищать ка­ждую зону гондолы, для которой предусмотре­на защита.

25.1197. Огнегасящие вещества

(a) Огнегасящие вещества должны:

(1) Обеспечивать тушение пламени, возни­кающего при любом горении жидкостей или других горючих материалов в зоне, защищен­ной системой пожаротушения; и

(2) Обладать термической стабильностью в диапазоне температур, ожидаемых в отсеке, в котором они хранятся.

(b) В случае применения любого токсично­го огнегасящего вещества должны быть пре­дусмотрены меры, предотвращающие прони­кновение жидкости или паров в опасных кон­центрациях в кабины с людьми (в результате утечки при нормальной эксплуатации самоле­та или в результате разряда системы пожаро­тушения на земле или в полете) даже при на­личии неисправности в системе пожаротуше­ния. Соответствие этому требованию должно быть продемонстрировано путем испытаний, за исключением стационарной системы пожа­ротушения отсека фюзеляжа, работающей на двуокиси углерода, при наличии которой:

(1) В любой отсек фюзеляжа подается при установленных процедурах пожаротушения не более 2,3 кг двуокиси углерода; или

(2) Для каждого члена летного экипажа, име­ющего рабочее место в кабине пилотов, преду­смотрено защитное дыхательное оборудование.

25.1199. Баллоны с огнегасящим веществом

(а) Каждый баллон с огнегасящим веществом должен иметь предохранительное устройство, стравливающее давление, с тем чтобы предотвра­тить разрушение баллона от превышения допус­тимого избыточного внутреннего давления.

(b) Выходное отверстие каждой линии стравли­вания от предохранительного устройства должно быть расположено так, чтобы выброс огнегасяще­го вещества не мог повредить самолет. Кроме того, линия должна быть расположена или защищена так, чтобы предотвращалось ее закупоривание льдом или другими посторонними предметами.

(c) Для каждого баллона должны иметься средства индикации его разряда или снижения давления в нем ниже установленного миниму­ма, необходимого для нормальной работы.

(d) Температура каждого баллона должна поддерживаться при ожидаемых условиях экс­плуатации такой, чтобы давление в баллоне:

(1) Не падало ниже величины, необходимой для обеспечения соответствующей скорости разрядки огнетушителя; или

(2) Не превышало величины, вызывающей преждевременную разрядку.

(с) Если для разрядки баллона используется пиротехнический патрон, то все баллоны долж­ны быть установлены так, чтобы температур­ные условия не вызывали опасного ухудшения качества пиротехнического патрона.

25.1201. Материалы системы пожаротушения

(a) Материалы, из которых изготовлена лю­бая система пожаротушения, не должны всту­пать в химическую реакцию с любым огнегася­щим веществом, чтобы не создавать этим опас­ность для самолета.

(b) Каждый компонент системы пожароту­шения, расположенный в установленной пожа­роопасной зоне, должен быть огненепроница­емым.

25.1203. Система обнаружения пожара

(a) В каждой установленной пожароопасной зо­не и в отсеках камеры сгорания, турбины, выхлоп­ной трубы газотурбинных двигателей должны быть установлены одобренные быстродействующие датчики обнаружения пожара или перегрева. Коли­чество и размещение датчиков обнаружения дол­жно обеспечивать быстрое обнаружение пожара.

(b) Каждая система обнаружения пожара должна быть сконструирована и смонтирована так, чтобы:

(1) Она выдерживала вибрационные, инер­ционные и другие нагрузки, которые будут воз­действовать на нее в эксплуатации.

(2) Имелись средства предупреждения экипа­жа в случае отключения датчика или обрыва свя­занной с ним проводки в одной точке в пределах установленной пожароопасной зоны, если после отключения (обрыва) система не в состоянии удовлетворительно выполнять свои функции; и

(3) Имелись средства предупреждения эки­пажа в случае короткого замыкания датчика или связанной с ним проводки в пределах ус­тановленной пожароопасной зоны, если пос­ле короткого замыкания система не в состоя­нии удовлетворительно выполнять свои функции.

(c) На работу датчиков обнаружения пожара или перегрева не должны влиять масло, вода, другие жидкости или пары, которые могут присутствовать.

(d) Должны иметься средства, позволяющие экипажу проверить в полете функционирова­ние каждой электрической цепи датчика обна­ружения пожара или перегрева.

(e) Проводка и другие элементы системы обна­ружения пожара или перегрева в пожароопасной зоне должны быть по меньшей мере огнестойкими.

(f) Элементы системы обнаружения пожара или перегрева не должны проходить через дру­гую пожароопасную зону, если:

(1) Их защита не исключает подачу ложных сигналов в случае пожара в зонах, через кото­рые они проходят; или

(2) Каждая такая зона не защищается одно­временно одной и той же системой обнаруже­ния пожара и пожаротушения.

(g) Каждая система обнаружения пожара должна быть сконструирована так, чтобы в са­молетной комплектации не превышалось вре­мя срабатывания сигнализации, определенное соответствующими техническими условиями или стандартами на систему.

25.1201. Соответствие требованиям

Если это не определено иначе, соответствие требованиям параграфов 25.1181 — 25.1203 должно быть показано полноразмерными огне­выми испытаниями либо одним или несколь­кими из следующих способов:

(a) Испытаниями силовых установок подоб­ных конфигураций.

(b) Испытаниями компонентов.

(c) Опытом эксплуатации самолетов с сило­выми установками подобных конфигураций.

(d) Анализом.